С 1 июля 2013 года все государственные регистраторы, которые вели учет юридических лиц и физлиц-предпринимателей, перейдут в полное подчинение Государственной регистрационной службы Украины (Укргосреестр), которая входит в структуру Министерства юстиции.
На сегодняшний день система госрегистрации находится в двойном подчинении: местной власти (горисполкомам и райгосадминистрациям) и Укргосреестра. Регистрационная служба отвечает за работу госрегистраторов, но не может на них полностью влиять, указывает глава Укргосреестра Дмитрий Ворона. Государственная регистрация сегодня проводится в 502 районных госадминистрациях и 177 исполкомах горсоветов.
Двойное подчинение исчезнет, и это, по словам главы Укргосреестра, станет одним из шагов по борьбе с рейдерством в стране.
Дмитрий Ворона намерен подключить максимальное количество госорганов в свой реестр, чтобы чиновники не направляли граждан за справками в Укргосреестр, а пользовались базой данных. Это облегчит гражданам процесс сбора документов. “Чтобы Государственная регистрационная служба не была посредником в работе между госорганами и нашим реестром. Чтобы люди не ходили к нам брать выписки и не носили их в бумажном виде куда-то”, - пояснил Дмитрий Ворона.
Чего ожидать бизнесу?
Глава Укргосреестра успокаивает, что предприниматели от этих изменений никак не пострадают. “Наши сотрудники на местах останутся в тех же кабинетах, где люди привыкли их видеть ... Все пока остается так, как оно работало, чтобы мы не нарушили принцип непрерывности предоставления услуг по регистрации предпринимательской деятельности”, - уверяет Дмитрий Ворона.
Все сотрудники пройдут переаттестацию. Сейчас 80% из работающих ныне 1540 сотрудников находятся в процессе перевода. По словам Вороны, проще всего с госслужащими: их перевод займет максимум две недели. Всего же на 1 июля Укргосреестр будет обеспечен государственными регистраторами на 93-95%.
В планах главы службы унифицировать работу всех сотрудников Укргосреестра. Сейчас в ведомстве работают семь тысяч человек, из них только 1540 - государственные регистраторы, которые занимаются бизнесом. Остальные - сотрудники Загсов, регистраторы прав на недвижимость и регистраторы общественных организаций, печатных СМИ и информагентств. Поэтому руководство Укргосреестра намерено всех своих сотрудников сделать универсальными специалистами: чтобы каждый из них смог выполнять любые функции по регистрации. “Если у нас в каком-то городе рождается много детей, мы направляем часть госрегистраторов на оформление соответствующих документов. Если активно регистрируют бизнес, то мы регистраторов из Загса направляем на регистрацию бизнеса”, - объяснил свое видение ситуации Дмитрий Ворона.
Но чтобы сделать возможными все перенаправление работы, сотрудники Укргосреестра должны находиться в одном здании. Отдельные помещения планируют оставить только в распоряжении Загсов для торжественных церемоний бракосочетаний, при этом украинцы получат возможность скромно оформить брак в “едином окне” госрегистрацию.
Плюс интернетизация регистрации
В связи с тем, что большинство жалоб на службу регистрации вызваны длинными очередями, Ворона поставил цель к концу текущего года наладить систему электронных очередей: “До конца этого года мы намерены выйти с инициативой сделать максимально возможной запись субъектов предпринимательской деятельности к госрегистраторам с помощью Интернета .
Укргосреестр намерен бороться с очередями также с помощью веб-камер. До конца года их установят в помещениях госрегистрации 170 крупных городов. Эта форма контроля и помощи предпринимателям обойдется государству в 1,5 млн гривен (уже проводится тендер).
Пока Дмитрий Ворона может похвастаться тем, что уже сейчас действует онлайн-консультация по вопросам регистрации недвижимости по Skype. Правда, глава Укргосреестра во время демонстрационного звонка не смог с первого раза связаться с консультантом. Только со второй попытки ему удалось получить информацию о том, какие документы нужны для регистрации гаража.
Нотариусы в помощь
Со следующего года Укргосреестр планирует наделить нотариусов правом регистрировать и закрывать бизнес. Семь тысяч нотариусов по всей стране смогут разгрузить работу полторы тысячи госрегистраторов. Как уверяют в Укргосреестре, это станет лишь альтернативой для бизнесменов: никто не запретит и не помешает СПД воспользоваться услугами госрегистраторов. Как сообщил Delo.UA Дмитрий Ворона, сначала планируется предоставить нотариусам право открывать бизнес, и только потом - право закрывать его и вносить изменения в документы.
Вопросы оплаты услуг нотариусов по регистрации бизнеса пока остается открытым. Сейчас регистрационный сбор для юрлица составляет 17 евро, для физлица - четыре евро. Председатель госслужбы рассматривает вариант, при котором стоимость услуг нотариуса будет идентичной. То есть стоимость регистрации бизнеса составит 34 и восемь евро для юрлиц и физлиц соответственно.
Такие планы Укргосреестра на ближайшие полтора-два года.
(по материалам delo.ua)
|