buy generic viagra online no prescription
Сегодня Суббота, 24 Февраля 2018 21:43

Наши партнеры





Аналитика: "Организация и функционирование кластеров в Украине"

Версия для печати Отправить на e-mail
   Кластерная модель ведения хозяйства чрезвычайно популярна в странах Европейского союза, т.к., будучи продуктом рыночной экономики, обусловлена благоприятным сочетанием региональных факторов и последующим развитием связей между предприятиями внутри самого кластера. 
   Не правильно понимать, что кластер это просто места концентрации технологически взаимосвязанных предприятий одной отрасли.
   Кластером является географическая концентрация взаимосвязанных предприятий, специализированных поставщиков услуг (включая транспортные, информационные, исследовательские, маркетинговые, юридические, финансовые и т.п. услуги) существующих или характерных для данного региона. 
   Такое понимание кластера оправдало себя на практическом опыте США, европейских и постсоветских стран. 
   В свою очередь, инициатива внедрения в Украине сетевых структур (кластеров) принадлежит известному украинскому экономисту - Станиславу Ивановичу Соколенко, который является председателем правления АО «Укримпэкс», президентом Международного фонда содействия рынку, вице-президентом организации «Поділля Перший», членом Президиума Ассоциации ЕАН-Украина.
   Работая в Японии, Австрии, Скандинавских странах, а также в Организации ООН по промышленному развитию (ЮНИДО) координатором программ технической помощи Индии, Китаю, Кореи, Вьетнаму, а также странам-членам бывшего СЭВ, Соколенко С.И. занимался исследованиями и анализом новых производственных систем на основе сетевых структур – кластеров, истоков их появления, предпосылок формирования, тенденций развития, детерминанты их конкурентоспособности.
   В настоящее время Соколенко С.И. работает над вопросами повышения привлекательности экономики Украины в условиях мировой глобализации за счёт внедрения локальных производственных систем на основе сетевых структур, освещения мирового опыта развития сетевых структур – кластеров, как в промышленно развитых странах, так и в странах Центральной и Восточной Европы, России, а также в странах третьего мира.
   Являясь вице-президентом организации «Поділля Перший», Соколенко С.И. активно помогал формированию и функционированию кластеров на Хмельниччине, в т.ч. строительного, швейного, зелёного туризма.
   Соколенко С. И. является автором более 100 статей по макро- и микроэкономике, а также им написано 7 монографий (см. примечание). 

   Зарубежный опыт
   (справочный материал)


   В 2002 году в Великобритании насчитывалось 167 кластеров, в США – 152, во Франции – 95. 
   В Италии насчитывается 260 «индустриальных округов», в работе которых принимают участие больше 80 тыс. предприятий, на которых официально работают свыше 800 тыс. человек. А если добавить предприятия, которые связаны с ними и размещены на территории округов других предприятий, в т.ч. и сферы услуг, то можно утверждать, что в этих кластерах работают более 1,2 млн. малых и средних предприятий, а количество работающих на этих предприятиях колеблется от 4 до 6 млн. человек.
   В Австрии создано более 30 мегакластеров, в т.ч. по производству автомобилей, биотехнологиям и молекулярной медицине, программным продуктам, мультимедиа и т.д.
   В Венгрии идет активная работа, уже созданы 100 производственных парков, которые насчитывают 656 компаний с количеством работающих 60 тыс. чел. Суммарная производственная площадь 4400 га.
   В Китае Шанхай - флагман экономики Китая – огромный мегакластер, в который входят: 9 кластеров, в том числе автомобильный, ряд высокотехнологичных, а также по производству стали.
   В странах северной Европы количество предприятий, охваченных кластерами, достигает 90%.
   В Российской Федерации принята «Концепция долговременного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года», одним из направлений которой является переход к новой модели развития российской экономики, в т.ч. – формирование новых центров социально-экономического развития, опирающихся на развитие энергетики и транспортной инфраструктуры, создание системы территориально-производственных кластеров, которые реализовывают конкурентный потенциал территории. 
   В республике Беларусь в поддержку развития кластерных моделей принята Концепция национальной инновационной системы НИС. 
   В Казахстане государство уделяет большое внимание развитию кластеров. Правительством Казахстана выделено 5,6 млн. дол. США на строительство инфраструктурных объектов легкой промышленности в Южно-Казахстанской области. 
   В октябре 2008 года Европейский союз в качестве Плана для политической реализации принял Европейский Меморандум о Кластерах с целью поддержки инноваций в Европе с помощью кластеров.

   Опыт Украины

   В Украине процесс кластеризации начался в 1997 г., по инициативе С.И. Соколенко – Президента Международного фонда содействия рынку, который на протяжении многих лет собирал по всему миру опыт формирования сетевых структур. 
   Бесспорным пионером кластеризации в Украине следует считать Хмельницкую область. Невзирая на специфику украинских трудностей, неупорядоченность правового поля, отсутствие деловой инфраструктуры, все же в начале 1998 г. в одном из регионов Украины — на Подолье было начато формирование новой производственной системы, основанной на сетевой модели управления производством и ее адаптации к трансформирующейся экономике страны. 
   При содействии Ассоциации «Поділля перший», которая объединила в своих рядах учёных, предпринимателей, финансистов и представителей власти, удалось в период с 1997 по 2000 г.г. сформировать несколько производственных кластеров, в т.ч. швейный, строительный, пищевой, туристический, продовольственный и зеленого сельского туризма, которые функционируют сегодня.
   Создание развитой кластерной модели хозяйствования изначально в г. Хмельницком стало возможным благодаря нескольким существенным факторам. Главным из них оказалось совпадение интересов Хмельницкой областной администрации, стремившейся найти выход из кризисного состояния, в котором оказалась экономика региона, и местных деловых и научных кругов, в сложных условиях, не опустивших руки и обеспечивших серьезный анализ потенциала региона и его трудовых ресурсов. Был создан Управляющий Комитет неправительственной общественной организации «Поділля перший». Целью этой организации стало развитие предпринимательской активности в регионе Подолья путем консолидации усилий местной власти, деловых и научных кругов, а также других вспомогательных агентств и ассоциаций для организации кластеров как наиболее гибких и эффективных структур рыночной экономики, ориентированных на инновационность выпускаемой продукции. В основу была заложена инициатива местных деловых и научных кругов. Она выражалась не только в добровольной финансовой и другой посильной поддержке предпринимательских структур (что, естественно, было ключевым в матери¬ализации идеи и вдохновляло на расширение работ), но и позволило реализовать возможности мощного регионального интеллектуального потенциала региона, в котором ведущую роль сыграл Хмельницкий технологический университет.
   Безусловно, процесс становления кластеров в Подолье был бы намного проблематичнее, если бы не поддержка местных банковских структур, в первую очередь, Укрсоцбанка, Хмельницкой Торгово-Промышленной палаты и ряда ассоциаций промышленников и предпринимателей региона.
   Сегодня кластеры развиваются в Ивано-Франковской, Волынской, Ровенской, Полтавской, Сумской, Харьковской областях, г. Севастополе.
   О необходимости создания кластерных моделей говорится:
   - в Послании Президента Украины к Верховной Раде «Украина в 2007 году: внутреннее и внешнее положение и перспективы развития», в Концепции Государственной целевой экономической программы «Создание в Украине инновационной инфраструктуры на 2008-2012 годы»; 
   - в Программе деятельности Кабинета Министров Украины «Украинский прорыв: для людей, а не политиков»;
   - Распоряжении Кабинета Министров Украины от 9 июля 2008 года «Об одобрении Концепции проекта общегосударственной экономической программы развития промышленности на период до 2017 года».
   Кроме этого, Кабинетом Министров Украины, подготовлен проект «Концепція створення кластерів в Україні», которая проходит необходимую процедуру согласования на всех уровнях.

   Проблемы и пути решения развития кластеров в Украине.

   В кластер могут входить, как предприятия малого и среднего бизнеса, так и предприниматели, не являющиеся работодателями (фермеры, кустари народного промысла и т.д.). Общее руководство кластером возлагается на совет членов кластера, отражающего его состав.
   В условиях переходной, к тому же находящейся в кризисном состоянии, экономики Украины кластеры могут создаваться и выживать при наличии двух условий: относительно благоприятной конъюнктуры на рынке сбыта и объединении с сильным собственником или региональной властью, берущим на себя часть издержек и рисков. В Одесском регионе, в том числе в указанных районах, таких сильных собственников нет. Поэтому региональная власть (областная или районная) должна взять на себя часть издержек и рисков. 
   Очевидно, что положение можно обобщить и вести речь не только о региональной власти. Роль амортизатора рисков и компенсатора издержек при образовании кластеров принадлежит институциональной базе. 
   Под институциональной базой следует понимать совокупность нормативных актов, органов власти, распоряжающихся бюджетными средствами, финансовых, научных, информационных учреждений и т.д.
   В условиях сельских регионов нужно говорить о создании кластеров, оказывающих не только монопрофильные услуги, но и многопрофильные услуги. Однако для таких кластеров общими должны быть блоки подготовки и реализации продукции (услуг). Эти блоки должны быть связаны единой производственной культурой, носящей инновационный характер. Понятие производственной культуры является более широким понятием, чем производственная технология! 
   Единая производственная культура должна проявляться на этапе подготовки продукции (современные стандарты, инженерное обеспечение, модульное проектирование и т.д.), а также на этапе сбыта продукции (современный маркетинг, современная логистика, современное информационно-рекламное обеспечение и т.д.).
   В настоящее время Одесская областная организация работодателей обобщает предложения о взаимодействии между кластером, государством и потребителем продукции кластера.
   К числу обязательств государства перед кластером можно отнести, к примеру, такие обязательства органов технического регулирования:
   - изучение и анализ потребностей кластеров в создании новых видов продукции и услуг и создание на его основе новых информационных продуктов в области технического регулирования;
   - сбор и анализ данных о существующих технических барьерах в торговле, препятствующих выходу продукции (услуги) кластера на зарубежные рынки;
   - проведение региональных конкурсов, выставок и ярмарок по продвижению на внутреннем рынке продукции и услуг вновь созданных кластеров;
   - оказание консультаций кластером по менеджменту качества, экологическому менеджменту, обеспечению безопасности выпускаемой продукции (услуги).
   Определенная специфика есть в обязательствах перед кластером органов государственного надзора за промышленной безопасностью и охраной труда, поскольку речь идет о слиянии предприятий различных форм собственности без образования юридического лица. Органы надзора, не имея возможности контроля за предпринимателями-единоличниками, должны обеспечивать свое влияние через участие в работе координационных советов, направлении информационных материалов, проведении профилактической работы, внесении предложений по охране труда, контроль за исполнением которых обеспечивает непосредственно сам кластер. 
   Разрабатывая свои внутренние документы по охране труда, энергосбережению и т.д., кластер становится прообразом саморегулируемой организации, принимая на себя часть функций, делегируемых ему (Совету участников кластера) государством.

***

   Примечание:
   1. Соколенко С.І., «Сучасні світові ринки та Україна»: (Наук. вид.). – К.: Демос, 1995 – 354 с.
   2. Соколенко С.И. «Глобальные рынки XXI столетия: Перспективы Украины». – К.: Логос, 1998 – 568 с.
   3. Соколенко С.І. «Глобалізація і економіка України». – К.: Логос, 1999 – 568 с.
   4. Соколенко С.И. «Производственные системы глобализации: Сети. Альянсы. Партнерства. Кластеры: Украинский контекст». Научное издание. – К.: Логос, 2002 – 648 с.
   5. Соколенко С.І., «Кластери в глобальній економіці». – Наукове видання. – К.: Логос, 2004. – 848 с.; 190 іл.
   6. Соколенко С.І., «Фінансування розвитку нових виробничих систем», 0,7 авт. листа. В книзі «Економічний розвиток України: інституціональне та ресурсне забезпечення», монографія. О.М. Алимов, А.І. Даниленко та ін. – К.: Об’єднаний інститут економіки НАН України, 2005. 
   7. Соколенко С.І., «Стратегія конкурентоспроможності економіки України на основі інтеграційних систем – кластерів» Книга видана завдяки фінансовій підтримки РМ АРКрим, м. Севастополь, Видавництво ТОВ «Рібест», 2006, - 37с.

 
Социально-экономические показатели области
Сетевые производственные структуры - кластеры
 

Навигация
Главная Редактируем законопроекты Одесский регион.Возможности Деятельность организации работодателей
Бизнес и культура Календарь событий Каталог сайтов В помощь бизнесу Вопросы и ответы
Коммерческие предложения Игры Права потребителей Юридические консультации Эксперты и консультанты
 
Федерация работодателей Украины:


WEB Связаться с администратором сайта .
e-mail:
ooor@biznes.od.ua
Бизнес и все для бизнеса в Одессе © 2006 - 2018 Все права защищены.
При копировании и использовании материалов ссылка на наш сайт как на источник информации - обязательна!
Все логотипы и товарные знаки на сайте - собственность их владельцев.